Художнику также важно знать, как изменяются цвета при ярком свете. Наш глаз приспосабливается к освещению: при ярком свете его чувствительность снижается, при менее ярком повышается. При очень слабом свете мы плохо различаем, а подчас и вовсе не различаем цветовые тона. В сумерках все представляется бесцветным.
При постепенным ослаблением свете цветовые тона перестают различаться последовательно, начиная с красных и кончая синими, которые остаются видимыми дольше других. При постепенном же усилении освещения (например, на рассвете) цвета начинают различаться опять-таки последовательно, но в обратном порядке: раньше всех синие и позже всех красные. При слепящем ярком свете все цвета выбеливаются, становятся менее насыщенными, беловатыми или желтоватыми. Красные цвета изменяются меньше других, фиолетовые – больше других.
Цвета спектра мы видим различными по светлоте. При полном дневном свете самыми светлыми кажутся желтые цвета, в сумерках – голубые.
Когда художники пишут свои этюды, они прищуривают глаза. Этот прием действительно помогает оценивать светлоту цветовых пятен. Он основан на том, что с прищуриванием глаз резко уменьшается попадаемое в глаза количества света, в результате чего перестают различаться (как в сумерках) цветовые тона, но четче определяются светлотные отношения.
Изучение показывает, что эффект освещения в картине может быть достигнут лишь при сохранении тех характерных изменений, которые претерпевают цвета в данных условиях освещения в натуре. Кроме того, освещенные предметы почти всегда пишутся более плотно, корпусно, тени же и все неосвещенные предметы – более прозрачно, лессировочно.
В картине В.Д Поленова «Московский дворик» прекрасно передан двор, залитый солнечным светом. В картине нет резких темных теней, нет и очень интенсивных красок, выдержанна она в светлых, мягких тонах. Начинающие живописцы, стремясь добиться эффекта яркого солнечного освещения, как правило, усиливают тени и подчеркивают желтизну света. Это приводит к резкости общего колорита, но не дает желаемого результата. Внимательно осмотрев картину, можно заметить белесость всех ее цветов в свету и прозрачность теней, а также то, что света написаны плотнее, чем тени.
Имеет значение не только прозрачность, но и цвет теней, который определятся локальным цветом затеняемой поверхности, контрастным воздействием окружающих тень цветов и общего освещения, а также рефлексами, то есть оттенками, возникающими на поверхности предметов (главным образом в тенях), когда на них падает свет, отраженный от окружающих цветных поверхностей или же рассеянный в атмосфере. Поэтому тени на снегу в зимний солнечный день бывают синими (рефлекс неба и контрастное воздействие желто-оранжевого цвета снега, освещённого солнцем, а также самого солнечного света). Тем же объясняется сине-голубой и фиолетовый оттенок теней в летнее время, особенно ярко выступающий на песке, освещенным солнцем.
Итак выделим главное:
- Наш глаз приспосабливается к освещению.
- При наступлении сумерек постепенно престают различаться цветовые тона начиная с красных и заканчивая синими.
- При ярком свете цвета выбеливаются.
- Освещенные предметы пишутся корпусно, неосвещенные – более прозрачно.
- Цвет теней определяется локальным цветом и рефлексами от окружающих предметов.