Хроматические и ахроматические цвета

Прежде чем перейти к ознакомлению с различными цветовыми явлениями, попытаемся ответить на вопрос, чем отличаются цвета друг от друга. Наблюдая окружающие нас предметы различного цвета, можно обратить внимание на следующее: белые предметы в тени кажутся скорее серыми по сравнению с ярко освещенными белыми предметами. Предметы же красные, зеленые, синие, фиолетовые и в тени остаются красными, зелеными, синими, фиолетовыми, становясь лишь более темными. Серые цвета отличаются от белых только тем, что они темнее белых. Красные же, зеленые, синие, фиолетовые цвета отличаются как от белых, так и друг от друга прежде всего тем, что одни из них красные, другие зеленые, третьи синие и т.д.

Известно из физики, что в спектре (радуге) нет белых и серых цветов. Бело-серые цвета составляют особую группу. К ним надо добавить еще черные, которых тоже нет в спектре и которые отличаются от серых лишь тем, что они еще темнее.
В науке о цвете – цветоведении – белые, серые, и черные цвета принято называть ахроматическими (в переводе на русский язык — бесцветными), все же остальные цвета – хроматическими (в переводе — цветными).

Цветовой тон

Ахроматическими цветами называют лишь чисто белые, чисто серые и чисто черные цвета. Цвет имеющий хотя бы ничтожный, еле уловимый красноватый, зеленоватый, синеватый или какой-либо иной оттенок, уже будет хроматическим.
Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте, то есть только тем что одни из них светлее, а другие темнее. Хроматические цвета, также как ахроматические, отличаются друг от друга по светлоте. Например, красный цвет темнее желтого. Но, кроме того хроматические цвета отличаются друг от друга тем, что одни из них красные, другие — зеленые, третьи — синие и т. д. Тот признак цвета, который имеют ввиду, называя цвет красным, либо зеленым, либо синим и т.д., в цветоведении обозначают термином цветовой тон. Следовательно, хроматические цвета отличаются друг от друга не только по светлоте, но и по цветовому тону.

Теплые и холодные цвета

В цветовом круге выделяют три цвета: красный, желтый, синий. Во всех остальных цветах можно усматривать наличие, как бы подмесь, одного или двух из этих трех цветов. Эти три цвета называются главными цветами. Цветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые, а в другую – зелено-голубые, голубые, синие и сине-фиолетовые. Цвета красно-желтой половины круга называются теплыми, они напоминают цвет раскаленных тел, огня, солнечного света. Цвета сине-голубой половины круга называют холодными, они напоминают цвет дали, воды, льда, металла, то есть чего-то холодного.
Если серый цвет, состоящий из белил и черной, добавлять в хроматические мы получим много новых цветов. Смеси, содержащие малую примесь серого, слегка погаснут, а содержащие значительную примесь серого станут более серыми.
Хроматические цвета от ахроматических отличаются наличием цветового тона, так сказать, цветностью. Значит, степень их отличия от ахроматических есть степень цветности, степень выраженности цветового тона, степень заметности тона в данном цвете.

Цветовой контраст

Самая светлая краска (белила) светлее самой темной (черной) всего в 25-30раз. Цвет красок меньше насыщен, чем цвет многих предметов, например предметов, покрытых глубоко-синей эмалью или изготовленных из рубинового стекла и др. Как же в таком случае добиться в живописи всего богатства, всего многообразия цветов природы? Чтобы ответить на этот вопрос, надо ознакомится в первую очередь с явлением цветового контраста.
Всякий цвет (как ахроматический, так и хроматический) в окружении более темных цветов светлеет, а в окружении более светлых темнеет. В окружении хроматических цветов цвета, кроме того, изменяются по цветовому тону и по насыщенности. При изменении одной только светлоты контраст называют светлотным, а при изменения цветового тона либо насыщенности (или того и другого одновременно)-хроматическим. Светлотный контраст проявляется тем сильнее, чем больше контрастирующие цвета отличаются друг от друга по светлоте, хроматический контраст наиболее силен при равенстве или близости светлоты контрастирующих цветов.
При хроматическом контрасте цвета́ противоположных цветовых тонов усиливаются по насыщенности. Менее насыщенный цвет под воздействием более насыщенного цвета того же цветового тона теряет в насыщенности.

Действие хроматического контраста можно нивелировать, то есть добиться того, чтобы цвет, находясь в окружении другого хроматического цвета, казался таким же, как в окружении ахроматического. Так, если к серому цвету, окруженному зеленым фоном, добавить немного зеленого, то есть сделать его зеленовато-серым, то он будет казаться чисто серым. Подмесь цвета фона к окруженному данным фоном цвету уменьшает или вовсе уничтожает эффект контрастного изменения этого цвета.

Контраст (как светлотный, так и хроматический) бывает особенно заметен по граням соприкосновения цветов, по краям соприкасающихся цветных пятен. Такой вид контраста так и называют- краевой. При этом наблюдается следующее: если на сером поле, граничащем, скажем, с зеленым полем, провести невдалеке от границы черту, то порозовение серого поля распространится только до этой черты. Следовательно, контрастное окрашивание, вызванное соседним цветом, распространяется только до ближайшего членения зрительного поля. Размытость границ между контрастирующими цветами усиливает эффект хроматического контраста, а четкость границ снижает. Чем больше периметр цветового пятна (длина его пограничной линии, его замкнутого контура), тем сильнее изменяется цвет пятна под воздействием окружающих цветов.
Знание законов контраста, во-первых, помогает художнику ориентироваться в тех изменениях цвета изображаемой им натуры, которые в ряде случаев с трудом улавливаются глазом, во-вторых, расширяет технические возможности художника, позволяет ему, используя контраст, повысить интенсивность цвета красок, усилить их насыщенность., повысить или понизить их светлоту, то есть дает художнику возможность обогатить свою палитру.

Отношения между цветами

Передавая в живописи цвета натуры, не надо стремиться к тому, чтобы точно подобрать каждый из них. В этом нет необходимости, а в ряде случаев это и неосуществимо. Как говорят живописцы, надо брать «отношениями», то есть сохранять относительные различия между цветами так, чтобы каждый цвет живописного произведения отличался по светлоте, насыщенности и оттенку от остальных его цветов соответственно тому, как это имеет место при восприятии натуры. Начинающие живописцы иной раз не улавливают разницу между тем, что художники называют «написанным», и тем что называют «раскрашенным», между тем, что на языке художников значит «взять цвет» и «обозначить цвет». Люди, не искушенные в живописи, не столько видят цвета, сколько «знают» их и соответственно этому «знанию» раскрашивают свои этюды. Так изображая, например, букет розовых пионов и зная, что листья у пионов темно-зеленые, а цветы бледно-розовые, закрашивают, не глядя на натуру, все листья темно-зеленой краской, а все цветы бледно-розовой, лишь различной светлоты. Но когда такие изображения сравниваются с натурой, у авторов наступает разочарование: изображения оказываются сухими, мертвыми и даже бесцветными. В
В заключении сделаем три важных для живописца вывода. Первый – восприятие цветов зависит от того окружения, в котором цвета находятся (ка в натуре, так и в картине). Второй – передавая цвета натуры, живописец сравнивает их друг с другом и добивается того, чтобы в картине они воспринимались в тех же взаимных отношениях, как в натуре. Правильность цветовых отношений, и в первую очередь отношений по светлоте (в терминологии художников – тональных отношений), играет важную роль в решении любой живописной задачи, будь то передача освещения, объемности формы, пространства, материала. Третий – в живописи можно решить любую цветовую задачу, несмотря на ограниченность красочной палитры, если использовать взаимодействие цветов.

Итак, выделим главное: