Связь восприятия объема с освещением.

В каждой работе художник сталкивается с задачей передачи освещения. Во-первых, потому, что все, что наш глаз может видеть, бывает так или иначе освещено или само излучает свет, а во-вторых, потому, что восприятие в живописи объемной формы, а также материала и фактуры поверхности предметов, даже пространства связаны с освещением. И цвета меняются в зависимости от освещения.

Отражение света от цветных предметов.

Как известно из  физики, все несветящие предметы отражают падающий на них свет по-разному: белые и серые (все ахроматические, включая черные, так как от черных предметов какое-то весьма малое количество света все же отражается) отражают в большей или меньшей мере как белый, так и любой цветной свет; предметы красные, оранжевые, желтые, зеленые, синие и прочих хроматических цветов в большей мере отражают свет присущего им цвета и в меньшей мере (а то и вовсе не отражают)- свет противоположного цвета. Так красные предметы в наибольшей мере отражают красный свет (потому что они красные) и очень слабо, а то и вовсе не отражают зеленый. Та часть падающего на предметы света, которая от них не отражается, поглощается в их веществе. Белый свет, что также известно из физики, разлагаются на цветные лучи: красные, красно-оранжевые, оранжевые, желто-оранжевые, желтые, желто-зеленые, зеленые, зелено-голубые, голубые, сине-голубые, синие, сине-фиолетовые, фиолетовые. Предметы различного цвета, когда они освещаются белым светом, поглощают часть этих цветных лучей: зеленые, отражая зеленые лучи и соседние с ним желто-зеленые, желтые, зелено-голубые и голубые, поглощают полностью или в значительной мере противоположные им по тону, красные, красно-оранжевые, оранжевые, красно-фиолетовые, фиолетовые, синие лучи.

Изменения цветового тона под влиянием цветного освещения.

Предметы ахроматического цвета (как говорят физики, ахроматические тела) отражают и поглощают различные цветные лучи в равной мере, иначе говоря, не избирательно, а предметы хроматических цветов (хроматические тела) одни лучи отражают или поглощают в большей мере, другие в меньшей, то есть избирательно.

Поэтому предметы (тела) хроматического цвета, поглощающее полностью или в значительной степени красно-желтые лучи, при свете электрических желтых ламп, кажутся очень темными или черными. Синий цвет многих предметов при вечернем искусственном освещении темнеет и приобретает более теплый оттенок. При красном освещении заходящего солнца все в природе приобретает красноватый оттенок. Большинство зеленых предметов сильно поглощает красные лучи, поэтому при заходе солнца они кажутся почти черными, листва же деревьев – красноватой (листья частично отражают красный свет).

Изменение светлоты цветов.

Помимо изменения цветового тона под влиянием цветного освещения происходит изменение светлоты цветов.

         Художнику важно знать, как изменяются цвета при электрическом свете. Перед ним может возникнуть задача передачи вечернего электрического освещения; кроме того, ему иной раз приходится учитывать, как будет выглядеть при электрическом свете живописные работы, исполненные днем, как днем будут выглядеть работы, исполненные при электрическом освещении.

         При желтом электрическом освещении:

         красные, оранжевые, желтые — светлеют;

         голубо-зеленые, голубые, синие и фиолетовые — темнеют;

          светлота желто-зеленых не изменяется;

         красные цвета становятся более насыщенными;

         оранжевые цвета – краснеют;

         светло-желтые цвета сближаются с белыми (их трудно бывает отличить от белых);

         голубые цвета зеленеют и в ряде случаев почти не отличаются от голубо-зеленых;

         синие цвета теряют насыщенность: темно-синие кажутся черными, некоторые синие слегка краснеют;

         фиолетовые краснеют, и иногда их нельзя отличить от пурпурных.

В картинах, передающие вечернее искусственное освещение внутри помещений, не встречается интенсивных синих цветов (за исключением цвета не завешенных окон), если же они и встречаются, то бывают мало насыщенными. Чаще всего такие картины ограничены желто-оранжевой гаммой. Все цвета имеют желтовато-розовые оттенки, особенно заметны на белых и серых поверхностях. При свете керосиновых ламп, свечей, лучины этот эффект бывает особенно сильным.

Итак, выделим главное: